среда, 10 апреля 2013 г.

Получение водительских прав в Квебеке (Монреаль): сдача теории и практики

В квебекском кафе, автор очень классно обобщил всю информацию на тему сдачи экзаменов теории и практики для получения водительских прав. 

Начнём с самого начала. 
Всем «нашим», кто старше 25 лет, у кого есть «права» СНГ-шного происхождения, которым больше года на момент лендинга, для того, чтобы получить квебекские права – нужно сдать два экзамена – сначала теорию, потом практику. 
Обратиться за этим нужно в первые 12 месяцев после лендинга, согласно официальному источнику
(у кого нет "прав", или правам до лендинга меньше года, или кто младше 25ти – заморочки с учёбой в местной автошколе и временными правами. подробностей не знаю). 

Теория 

Для того, чтобы записаться на экзамен – звоним в местный SAAQ ( не путать с SAQ ! Smile ). Телефоны гуглятся легко. 


Я позвонил 12 марта – меня записали на 3 апреля. Быстро, всего 3 недели.(Гатино, SAAQ на Saint-Joseph). 
Сказали только одно, - чтобы взял с собой перевод своих украинских прав, сделанный правильным переводчиком в Канаде. (на самом деле - у кого пластиковые права - не нужно переводить) 
Важно! (при мне несколько человек развернули домой). 
Оказывается, ещё нужно взять с собой: 
-«Простыню», 
- CSQ , 
- карту PR (если ещё нет, - загранпаспорт), 
- карту мед.страховки (если уже есть), 
- СНГ-шные права. 
Всё только в оригинале. Хорошо, я на всякий случай взял всё доки с собой. 
Да, CSQ у меня была только копия (оригинал забрали на время оформления мед. страховки и обещали вернуть почтой). Вообще, полезно иметь копии всех доков. 
Ещё мне пригодилась бумажка которую дали когда-то вместо SIN , из неё взяли адрес проживания. (сам SIN не пригодился). 
Нужно быть готовым позировать для фото и зрение проверять, и заплатить 10 с чем-то там кадов . 

Сдавать можно или на англе, или на франсе (говорят, где-то бывает и на русском... но имхо,- это совсем некомильфо). 
У меня, я так думаю(с), англе В2, франсе В1. Чтобы не усложнять себе жизнь, решил готовиться на англе. 

Возник вопрос, а как же готовиться? 

1) В местных книжных магазинах и библиотеках есть две книжки: «driver’s handbook» «driving a passenger vehicle» . Стоят по двадцать кадов- купил. 
вот как они выглядят в английском варианте: http://www.saaq.gouv.qc.ca/en/documents/publications.php 
так во французском "guide de la route" и "сonduire un véhicule de promenade: " http://www.saaq.gouv.qc.ca/documents/publications.php 
2) в том же книжном магазине можно встретить CD с названием «auto-reussite» . (данных там на 80 мегабайт). 
Диск этот содержит, как обещает его обложка, обе вышеупомянутые книги и симулятор экзамена. 25 кадов, – купил 
3) на нашем форуме есть образ досового диска – тоже типа симулятор экзамена и инструкция по запуску от Elefant – скачал, установил. 
4) на нашем форуме упоминаются ссылки на старую версию диска из пункта 2) – пытался скачать – везде реально качалась только вирусня размером до мегабайта. – удалил. 
5) Официальный источник – тест на сайте SAAQ. – в избранное, в закладки! 
http://www.saaq.gouv.qc.ca/services-saaqclic/public/en/questionnaire.htm 

имхо, Начинать нужно, естественно, с книжек. 
Ну и по нарастающей смотреть что из себя представляет экзамен – попробовать эмуляторы. 
Лексика для меня оказалась вполне посильной. Правда, первое время, иногда,- со словарём. 
Костыли запуска и тормоза досовского образа пункта 3) напрягали. Да и видно, что интерфейс там совсем из прошлого века (и как потом на экзамене оказалось – самый непохожий на настоящий). - больше я к этому варианту не обращался. 

Итого – за основу для подготовки были взяты три источника: 
-Книжки : «driver’s handbook» «driving a passenger vehicle» 
-Диск «auto-reussite» ( симулятор теста) 
-Тест официального сайта SAAQ. 

Забегу немного наперёд. Реальный экзамен потенциально содержит 64 вопроса. 
Почему «потенциально» ? Потому, что ответить правильно надо минимум на 75% из них. Всего имеем 3 блока по 16, 16, и 32 вопроса. Если в каждом блоке сделали 4, 4, и 8 ошибок соответственно... – то, (ура!) – Вы успешно сдали тест и успели увидеть все 64 вопроса. 
А если, например, отвечаете без ошибок, то увидите только 12, 12 и 24 = 48 вопросов. Программа понимает, что всё равно Вас уже в этом блоке не "завалить", и сразу переходит к следующему. Или, если больше некуда переходить, поздравляет с успешной сдачей. 
Блоки, как бы, независимы. Например, если "завалить" первый (5 ошибок), второй сдать успешно (4 или меньше ошибок), завалить третий (9 ошибок) - пересдавать (не раньше, чем через 28 дней) потом надо будет уже только заваленные блоки. Уже будет легче. 
Но, лучше, справляться с этим за один раз Smile 
У каждого вопроса картинка и 4 варианта ответов. Ни клавы, ни мыши. Сенсорный экран, ЖК 17”. 
Перед началом теста - один пробный вопрос: «сколько будет 2+2» и четыре варианта ответов, чтобы Вы поняли что и как нажимать. 
Время для ответов ограничено только продолжительностью рабочего дня. У меня на весь тест ушло минут 45. 
В ходе теста чётко высвечивается правильно/неправильно ли ответил, сколько всего в блоке осталось вопросов, сколько ещё можно сделать ошибок. Это удобно, не нужно самому отвлекаться и считать. 
Но. Если отвечаешь неправильно, то квадрат с надписью «ошибка» вылазит поверху картинки вопроса. Зелёным обозначается правильный вариант ответа. Но вернуться к картинке и понять, а что же было правильно – не получается. Явная недоработка. Есть загадочные кнопки «stop» и «replay» - но я их не рискнул трогать Smile 
Можно и нужно (попадались иногда слова, которых не было в эмуляторах) попробовать взять с собой бумажный словарь. Электронными пользоваться ни в каком виде нельзя, стоят видеокамеры. 
Я словарь с собой брал, его посмотрели-пролистали 5 секунд , и коротко сказали: «нельзя». Я не стал спрашивать, почему. Понимая, что не та ситуация, чтобы права качать. 
Интересный факт. Другому человеку, этот же словарь, в этот же день, но другой служащий – разрешил использовать ,без проблем. Странно. Тем более, что уровень англе у того другого человека явно выше моего. 

Но, вернёмся назад к главному, к подготовке. 

Книжки. 2 шт. 
Первая – знаки, светофоры, разметка, правила. Вторая – техника вождения, безопасность, экология. Как-то так. 
Всё достаточно чётко и понятно. Вроде, без ошибок. Но, имхо, как-то бегло. Картинок маловато, Очень часто хотелось воскликнуть «нарисуйте ситуацию, перекрёсток», «а подробнее?!» . 
Кстати, о знаках. Может кто ещё не в курсе Smile 
Из всех знаков дорожного движения, что есть в Украине и Канаде, одинаковых - аж два ("стоп" и "уступи дорогу"). 
Все другие знаки - цвет, форма, а иногда и смысл - разные. Совершенно! 
А светофор? Что значит моргающий красный? А моргающий зелёный? 
(ответы соответственно "стоп-уступил-поехал" и "езжай смело, всем другим красный(не моргающий)" ). 
И как они только разрешают нам первые месяцы здесь по своим правам ездить? Smile 

Диск. 
Покупался ради теста. 
Устойчивое ощущение «за что я отдал 25 баксов+таксы???» и «какой школьник-второгодник это слепил за пару часов?». 
Интерфейс – убогий. 
Ничего не изменить, не настроить (цвет, размер шрифта), текст не скопировать (не вставить в словарь, например. Но, с этим здорово помогал Лингво х5 – он умеет и на картинках слова переводить). 
Много ошибок, очень много! Почти в каждом вопросе. Опечатки, по два-три слова слитно. 
Иногда вдруг «вылазит» французский. 
Иногда в вопросе явно пропущено ключевое слово, например «not», ну представляете?! 
Чтобы перелистнуть на следующую страницу, курсорные клавиши не помогут – нужно ловить мышкой мелкую кнопку где-то в углу... Текст ужасно мелкий. На моём экране с разрешением 1920х1080 окно программы занимает меньше ¼ экрана. Приходилось выставлять 1024х768 или даже 800х600, чтобы нормально всё видеть. 
Иногда вопрос или картинка явно не от этих «ответов». 
С учётом того, что добрая четверть вопросов/ответов или заданы через пень колоду или не совсем, имхо, нелогичны... плюс ошибки... иногда хотелось громко выругаться. 
Всего вопросов на диске предлагается больше 1000 шт. - на что и купился. Это ж существенно больше, чем 272, которые на официальном сайте. Но, полагать, что эти 1000 вопросов - именно те, что из которых составлены реальные экзамены, - нельзя. 
Просто потому, что это не так. Есть очень похожие,- процентов 20, наверное. 
К каждому вопросу обычно 4 варианта ответов. 
Книжки, которые содержит этот диск очень похожи на те 2, что продаются в бумажном варианте. Но, тоже есть ошибки, хоть уже и не так много, как в вопросах. (например знаки не на том фоне и не того цвета!) и всё очень меееедленно скроллится вниз. 

Тест на офф. сайте
Всё красиво. (хотя тоже не копируется текст, но Лингво опять же помогает). Ошибок орфографических почти нет. Не смотря на то, что к каждому вопросу по 3 ответа (а не по 4, как в реальном тесте), интерфейс и общая идеология больше похожи на реальный экзамен. 
Но! Расслабляться нельзя. Вопросов всего 272 шт. И по ощущениям – как раз самые простые, и в самой простой форме заданные. Если сравнивать с реальным экзаменом, - в жизни всё гораздо сложнее! 
Поэтому, если этот тест начнёте легко проходить - не расслабляйтесь. Это ещё не всё. 

Вот так я и готовился. 
Офф. сайт быстро надоел, - уже на третий день практически всё правильно отвечал. Слишком всё просто. 
Дальше только книжки и диск с его 1000+ вопросами. Книжки читал, тесты снова и снова проходил. 
Создал специальную папку, куда сохранял (через принтскрин) «трудные и непонятные вопросы и ответы». Потом проходился только по этим сохранённым трудным вопросам, как оказалось – зря тратил время. 

Почему зря? - Хороший вопрос. 

Реальный экзамен, как мне показалось, состоит из: 
25% (естественно, примерно) очень лёгких вопросов. Например: нарисован знак «Стоп» . Вопрос: «Что означает этот знак?». Варианты ответов: водитель должен: 
- остановиться в любом случае 
- замедлиться, 
- остановиться, только если на перекрёстке есть другие машины», 
- ускориться». Smile 

Ну, или какая-то простая ситуация, явно вытекающая из чётко описанных в книжках по подготовке. Да, и правильный ответ просто соответствует нормальной водительской логике. На перекрёстке, в тоннеле, на ж/д переезде, п.переходе обгон запрещён; в дождь у вершины холма обгонять опасно; "бибикать" только ради того, чтобы высказать своё "фэ" - нельзя; пешеходов везде, где только можно, - пропустить .... и т.д. 

Ещё 25% вопросов – не всё так явно, но близко к чему-то, что упоминалось в книжках. Можно легко исключить явно неверные два ответа, а из двух оставшихся найти правильный ответ. 

Ещё 25% Реально трудные и неоднозначные. Сюда попадают (имхо!) почти все вопросы на так называемые «зоны риска». 
На диске таких вопросов не было. 
На сайте были похожие, но они там совсем простые. Например, на сайте, картинка: Зоны: 1-идут себе прохожие по тротуару, 2- руль (ровно себе стоит), 3-на спидометре 35 км/ч, 4 – в руке у водителя мобильный. И 4 варианта ответов: где эта зона риска 1,2,3,или 4. 
Всё просто? 
Не расслабляйтесь. На реальном экзамене будет что-то вроде картинки с зонами: 1-спидометр (и не видно сколько км/ч), 2- сзади собака на сидении, 3- впереди машина включила правый поворот, 4- ещё дальше впереди знак «объезд препятствия слева», 5 – пешеходы. Варианты ответов (примерно, точно не помню): 1) 1-3-5; 2) 2-3-4; 3) 1-5; 4) 2-4-5. (этот вопрос я не угадал). Правильный ответ так и не понял, потому как надпись «ошибка!» закрыла картинку. А где какая была зона – с перепугу уже забыл. 

И ещё 25%, - за неимением более точных цензурных слов – неоднозначные, нелогичные, спорные, странные. 
Например. Дословный перевод: 
«Вы собираетесь на вечеринку, где будут доступны выпивка и наркотики. О чём нужно позаботиться ?» 
Варианты ответов: 
- Ни о чём 
- Сон в машине 
- Кофе 
- Транспортировка 

Жаль, не было варианта «средства контрацепции», для полного счастья Smile 
Правильный ответ угадать не так и трудно, - «транспортировка». (но куда? Чего? жирафа в берлинский зоопарк??? Smile ) . 

Или ещё. Вопрос. «Во сколько раз увеличивается вероятность быть вовлечённым в ДТП у водителя, в крови которого 0,05 промиль» 
- ни во сколько 
-в 2 раза 
-в полтора раза 
-наоборот, эта вероятность уменьшится 

В голове дипломированного инженера вдруг всплыли понятия дискретных и непрерывных распределений вероятностей; имена светил математики: Гаусса, Пуассона, Коши, Лапласа... 
Такие вопросы, мне, выпивающему поллитра спиртного в год и даже некурящему... Ну о чём это они?! 
Правильный ответ – в полтора раза. Как угадал -не спрашивайте. Сам не понял. 

Или ещё пример. Вопрос: «вы планируете встречу поздно вечером в центре города. О чём нужно позаботиться ?» Варианты: 
-выехать заранее 
-ни очём таком особенном не нужно заботиться 
-ехать с максимальной разрешенной скоростью 
-прогреть машину 

(правильный ответ напрашивается – выехать заранее, ) 
А если я в центре и живу? А если на велосипеде поеду? 
Может я с неприятным мне человеком, нехотя, встречаюсь и специально хочу опоздать? 
Изумление, шуточки - в сторону! 
Вспоминаем, что было похожее в книжках. 

И последний вопрос из этой серии (самый трудный был для меня. ну, вдруг кому попадётся?). 
Опять же, дословно. Думал минут 5. 
«Вы отправляетесь в дальнюю дорогу. Что можно было бы Вам посоветовать?» 
-ехать на максимальной разрешенной скорости 
-делать стоп каждые 2 часа 
-менять воителя каждые 5 часов 
-делать стоп каждые 4 часа и выполнять физические упражнения 

Ну, первый вариант, хоть и имеет право на жизнь (всё-таки ничего не нарушаешь и меньше время в пути = меньше устанешь...) – сразу же отбрасываем. Он явно не в "их" стиле. 
-делать стоп каждые 2 часа. Ну, вроде можно посоветовать. Тем более, где-то в книжках что-то такое звучало, именно про 2 часа. 
-менять водителя каждые 5 часов – тоже ж не так плохо! Почему нет? Раз уж есть такая возможность, как вдруг нам стало известно. 
-делать стоп каждые 4 часа и выполнять физические упражнения – тут 4 часа. Но упражнения!, которых нет в варианте про 2 часа... где, получается, просто стоп и сразу поехали? – так это никакого отдыха, только лишний опасный манёвр "стоп" на трассе... 
А в голове звенел звоночек: «где-то во второй книжке было про отдых через каждые 2 часа!!!» Рискнул. Угадал. 2 часа! Нет слов! 
Это был переломный момент для меня в третьем блоке. 
Потому что, после этого вопроса было в подряд несколько простых, и на последние 7 , местами "непростых", у меня оставалось 5 законных возможностей промахнуться, которых мне с запасом хватило. 

Если кто-то ещё помнит, пару абзацев назад я обещал объяснить, почему во время подготовки я зря создавал и прорабатывал папку с «трудными» вопросами. Smile
Так вот. Я специально подробно описал «трудные» вопросы реального экзамена и не приводил примеров из подготовки, из эмуляторов. Потому что "те" и "эти" трудные вопросы никаким образом не пересекаются! 
Из всех, наверное, тридцати «трудных» вопросов из моей папки , ответы к которым я заучил, - на экзамене ни один не попался даже похожий! Зря время тратил.

Итого. 
Получается, что вполне достаточно теста на официальном сайте и, главное, - двух книжек. Диск можно и не покупать. 
Если кому интересно,- вот Вам мой совет: 
Побольше читайте обе книжки. Внимательно. Там всё достаточно логично и без ошибок. 
Проходите любые тесты. Но, не заостряйте особого внимания на «странных» вопросах и явных опечатках/ошибках. 
Похоже, что все «нормальные» вопросы - почти одинаковые, как на всех эмуляторах, так и в реальном экзамене. 
И они, вопросы эти, не меняются годами. 
А «ненормальные» вопросы, возможно, по просьбам трудящихся, они из реального экзамена постоянно убирают... и заменяют новыми, но примерно такими же! 

И получается, что любой (из доступных нам) эмулятор содержит в себе нормальные вопросы, которые нужно проработать от "а" до "я" и «странные», на которые лучше не тратить время. Нужно просто попытаться понять/прочувствовать "их" нравы, "их" стиль. 
«... и дай нам , Боже, ума, отличить одно от другого!» Smile 

Сколько нужно времени на подготовку ? 
имхо, неделю, если язык свободный, С1+. 
две-три недели, если В2-В1 
По пару-тройке часов, но каждый день. Должно хватить. 

Задача простая и вполне посильная. 
Как уже говорил выше, 
25% - элементарные вопросы - легко отвечаем правильно на все. 
25% - несколько труднее, – вспоминаем что в книжках и тестах было, - опять отвечаем правильно на все. 
25% – «глупые» вопросы - отбрасываем явно лишнее, включаем интуицию, угадываем хотя бы половину. А что делать? 
25% про зоны риска - не торопимся, думаем, вспоминаем вторую книжку! ещё раз думаем! И, если получится ответить/угадать правильно на половину и больше, то в итоге наберём заветные 75% в сумме. 

Чего и Вам желаю! 

Практика (добавлено через неделю) 

Сразу после сдачи теории предлагают выбрать дату проведения практического экзамена. У меня были варианты: на завтра, через 6 дней, через полтора месяца. Выбрал второй вариант. 
Мне выдали бумажку, в которой был подтверждён факт сдачи теории и обозначен мой личный номер в их базе. Сказали, что моё дальнейшее общение с SAAQ нужно начинать с этого номера. Пообещали, что через пару дней на домашний адрес придёт пластиковая карта с этим номером. Не обманули. 

По совету друзей (с), за день до экзамена взял один урок с местным инструктором. Недёшево, 60 кадов, и только на их машине. 
Наш маршрут, как потом оказалось, на 70% совпал с экзаменом. 
Я это подозревал, поэтому сразу после урока поехал уже машиной друга в тот же район и намотал ещё несколько кругов. Стараясь заметить/запомнить все стопы, велосипедные дорожки, школьные зоны и перестроения по полосам. Думаю, не зря. 

Когда пришел на экзамен, предъявил только карту от SAAQ, больше ничего не потребовалось. 
Попросили оплатить 20 с чем-то там кадов. Спросили готов ли к экзамену, пользуюсь ли очками, на каком языке, англе или франсе, буду общаться с инструктором. 
Спросили на своей ли машине буду сдавать или возьму за $50 их учебную. Говорю, приехал на машине друга. Попросили документы и страховку на машину. В страховке ни слова про меня - но это никого не смутило. OK. 
Через 5 минут подошел инструктор, попросил взять с собой длинный знак "examen de conduire". 
Подошли к машине - "поставьте знак на крышу, садитесь за руль" 
Проверили повороты, стопы. Инструктор сел на пассажирское место, проверили ручник. После этого сказал "ок", попросил открыть все двери, закрепил знак на крыше, прихлопнув задними дверями ремни крепления. 
До команды "поехали" - коротки инструктаж: "мы сейчас будем проверять навыки вождения и соблюдение ПДД. Это продлится примерно 30 минут. Просто выполняйте команды, где-куда повернуть и т.д. Если молчу - значит едем прямо. "Неправильных" команд не будет. Не забывайте проверять слепые зоны, соблюдать скоростной режим, делать полную остановку там, где это положено. На желтый, если есть возможность сделать это безопасно, - останавливайтесь". 
Подсказывает Smile 

Команда "поехали". 
Перед тем, как поехать, с важным видом поправляю зеркала, проверяю расстояние до руля и педалей, поправляю пристёгнутый ремень безопасности. Поехали. 
Всё примерно так, как было с инструктором накануне. Катались по тому же спальному району. Пару раз что-то он себе отмечал в своей бумажке. 
Иногда что-то подсказывал мне по мелочам. 
Например: я подкатываюсь к нерегулируемому перекрёстку. С моей стороны никаких знаков нет. Заметно замедляюсь, кручу головой по сторонам... - а он мне: "едем смелее, у них там знаки стоп". Или, в зоне знака 30 км/ч плетусь как черепаха... смотрю на дорогу, чтобы знака какого-то не пропустить... он мне, спокойно так, говорит: "чуть медленнее, пожалуйста". Смотрю на спидометр - 30 и чуть-чуть, ну может 32. 
Добрый дядя. Не стал ждать будет ли 35-40, например. 

Вернулись обратно, парковка. 
Указал мне мои ошибки. Напомнил, что знак 30 = скорость 30 или меньше. Слева слепые зоны проверяю слишком бегло, а один раз вообще забыл проверить. Но, так как все другие разы проверял, значит почти ОК. Но, надо не забывать. - И я ему, - ОК. 
Ну, и желанные "congratulation, félicitation". Пожали руки. 
Всё по делу и достаточно доброжелательно. 
Сказал тащить знак обратно, ожидать, когда меня позовут по имени к "свободной кассе". 
Позвали, заплатил 70 с чем-то за права. Распечатали бумажку, в которой сказано, что почти через год опять платить, и что дата ежегодной оплаты привязана к дате рождения. ( мой д.р. был недавно, и я сейчас платил почти за весь год). 
Опять повели фотографироваться, уже на права. 
Первое фото, что было перед сдачей теории, не подходит. 

Выдали бумажку "временные права", сказали что пластик придёт почтой. 
Вот и всё. Удачи всем!

источник: http://www.razgovory.com/ru/forum/viewtopic.php?t=59026&postdays=0&postorder=asc&start=0

ссылки на нужные книги по подготовке к экзамену по теории

 первая книга: 
http://quebua.blogspot.ca/2012/06/guide-de-la-route.html 
Вторая : 
http://www.ex.ua/view_storage/158032392063 

Можно скачать на русском: 

http://www.ex.ua/view_storage/175107867422

6 комментариев:

111 комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
111 комментирует...

Здравствуйте
Очен понравилась ваша грамотная полезная статья
К сожалению не получается скопировать книгу
Если не сложно вам вы бы не могли прислать мне их на имейл?
спасибо заранее

Sawfish комментирует...

Zdravstvuite!

Spasibo! Treniruites na saite. No knigu chitat nado!!!

Knigi v electronnom vide net. Vi mojete ee vsyat v bibilioteke ili kupit.

Unknown комментирует...

А разве обновление прав не раз в четыре года?Почему надо ежегодно платить?

Unknown комментирует...

А разве обновление прав не раз в четыре года?Почему надо ежегодно платить?

Sawfish комментирует...

takie pravila! ya vot ne ezju a plachu za prava okolo 90$ kajdii god na svoe Den Rojdenie))