Куда стартаперу из Украины податься счастья искать: США, Канада или Израиль?
привлекла мое внимание..
Самые
“светлые головы”, отчаявшись реализовать себя на родине, стремятся
уехать из Украины на ПМЖ туда, где жить хорошо. В украинской
стартап-тусовке часто сетуют на то, что у нас строить бизнес очень
непросто: экосистема не развита, законодательство недружелюбное,
внутреннего рынка венчурного инвестирования почти нет... За всем этим
можно отправиться за рубеж — недаром большинство украинских
стартап-инкубаторов везет своих лучших резидентов на стажировку в
Кремниевую Долину — средоточение инноваций, опыта и денег.
Но Калифорния — не единственное место на карте мира, где
стартапер мог бы найти свое стартаперское счастье. AIN.UA спросил у
экспертов из США, Канады и Израиля, какие преференции может предложить
иммигранту каждая из этих стран и какие подводные камни за ними
скрываются. Разобраться, куда все-таки украинцу податься строить бизнес,
помогли Роман Гольд (Jerusalem Startup Hub), Богдан Купич (KM Core) и Игорь Шойфот (Fotki.com).
США
Соединенные Штаты Америки принято считать страной сбычи мечт и раем на земле для стартаперов. Тешит и тот факт, что множество крупных американских ИТ-компаний возникли не без участия иммигрантов (вспомним, хотя бы Google, eBay или Yahoo). По различным данным, до трети всех бизнесов в Калифорнии были основаны выходцами из других стран, а в Кремниевой Долине таких более половины.“Про преимущества Сан-Франиско и Силиконовой Долины можно написать целую книгу. Но если вкратце, то это огромное количество стартаперов — потенциальных коллег, инвесторов, покупателей стартапа, легкий доступ к ним и к каналам дистрибуции, присутствие топовой интернет-прессы (TechCrunch, Venture Beat, GigaOM, Scobleizer), общий предпринимательский дух и настрой, — пояснил Игорь Шойфот, серийный предприниматель и инвестор, который живет в Сан-Франциско и преподает в университете Беркли. — Но в целом у США есть одно очень существенное преимущество перед СНГ — отсутствие Страха, свойственного “отечественному” стартаперу. Бы перечислил целое лукошко страхов, которые куда сильнее у жителей СНГ, чем у американцев:
- Страх, что не получится
- Страх бедности
- Страх ответственности
- Страх, что обманут
- Страх быть не таким, как все
- Страх перед новым
- Страх перед непредсказуемостью
- Страх выглядеть глупым, наивным, слабым
- Страх, что отберут собственность (а то и посадят/убьют)
Преимущество Нью-Йорка — доступ к Wall Street (финансовые компании), Madison Avenue (пиар, реклама, издательства) и Park Avenue (большие корпорации). Это одна из главных мировых медийных, рекламных, музыкальных, издательских и корпоративных столиц мира, поэтому для компаний, имеющих отношение к этим индустриям, имеет смысл дислоцироваться здесь.
Бостон — университетский город (тут я получал свой не особо пригодившийся в стартаперстве МВА). Здесь стартапов и инвесторов на душу населения гораздо больше, чем в Нью-Йорке, но гораздо меньше чем в Сан-Франциско.
Довольно успешны также Остин, Денвер, Лос-Анджелес и Сиэттл”.
Все бы хорошо, да только выехать в Штаты непросто, не говоря уже о том, чтобы основать собственный бизнес. Американское правительство сделало первый шаг навстречу иммигрантам,
не в последнюю очередь благодаря ходатайству “больших дядь” в отрасли — Марка Цукерберга, Эрика Шмидта, Макса Левчина, Кевина Систрома и других CEO известных американских IT-компаний, которые испытывают кадровый голод. Недавно Сенат одобрил законопроект комплексной иммиграционной реформы, в рамках которой будет увеличено количество виз для высококвалифицированных специалистов, но со стартап-визами сложнее. Претендентам нужно найти американского инвестора, который готов вложить в их компанию $500 тыс., а чтобы получить визу на три года — создать пять рабочих мест в США, при этом, годовой доход компании должен превышать $750 тыс. Впрочем, проект пока не утвержден, так что выстраиваться в очередь за стартап-визами рано.
Помимо сложностей с въездом, особых проблем, с которыми может столкнуться стартапер в Штатах, Игорь Шойфот не видит: “Единственный барьер, который приходит в голову — языковой, хотя американцы обожают акценты и интеллектуальных иммигрантов. Возможны также культурные трудности, кому-то может не понравиться наша всеобщая калифорнийская свобода, open-mindedness, но тут уж все зависит от человека. Наверное, трудностей много, но все они легко разрешимы — связи быстро заводятся, капитал быстро зарабатывается... Любому украинцу-стартаперу я однозначно рекомендую Сан-Франциско. В Европе или Азии вы всегда будете второсортным иммигрантом, а в Америке вы будете дома, как я”.
Итак, предположим, вы стартапер и вы приехали в Америку. Что делать дальше, рассказывает Игорь Шойфот:
- Первым делом надо осуществить глубокое погружение в местную среду — найти массу групп и мероприятий, имеющих отношение к вашему бизнесу и сегменту (игры, e-commerce, медиа и т.д.). Для этого есть Facebook, Linkedin, Meetup, Twitter, Google (просто вбиваете в поиск «SF internet events calendar» или «Silicon Valley events newsletter»).
- Ходить на многочисленные мероприятия и активно участвовать в группах — невероятно интересное, но и непростое, трудоемкое, часто опустошающее предприятие. При себе надо иметь демо продукта, визитку, жажду общения и чистосердечную открытость Новому!
- В первую очередь ищите единомышленников (членов команды), и только во вторую — клиентов, журналистов, инвесторов и каналы дистрибуции (партнерства). Если с английским у вас не очень, можете для начала отправиться в клуб AMBAR — там вы найдете массу полезных контактов.
- Обязательно читайте главные СМИ Долины и активно вступайте в дискуссии. Вашими «настольными журналами» должны стать Angel.com и Crunchbase.com — тогда вы быстро войдете в курс дела и в нужные круги.
- «А спать когда?!» — спросите вы — и не получите ответа. Рост, рост и еще раз рост — самое главное для стартапа!
Канада
Это, пожалуй, первая страна, которая приходит на ум, когда
речь заходит об иммиграции из Украины. Именно сюда традиционно
отправлялись наши соотечественники в поисках счастья и достатка, в
результате украинская диаспора в Канаде слывет одной из самых больших и
активных в мире. О том, почему стартаперам из Украины имеет смысл
обратить взор на эту гостеприимную страну, рассказал Богдан Купич,
вице-президент по развитию бизнеса компании KM Core — выходец из
украинской диаспоры в Канаде.
“Сегодня
в канаде работает приблизительно 1 115 000 предприятий малого бизнеса.
Именно на небольшие компании приходится 98% всего бизнеса старны. Они
обеспечивают около 30% ВВП Канады и 86% экспорта. Канада занимает третье
место в рейтинге Всемирного Банка “Основание бизнеса” по простоте
запуска собственного дела и 17-ое место в мировых рейтингах (для
сравнения, Украина занимает только 137 место). Начать заниматься малым
бизнесом здесь относительно просто, для этого в вашем распоряжении
несколько местных, периферийных и национальных программ поддержки
проектов в сфере ИТ. Есть программы, которые помогают малому бизнесу с
банковским кредитованием (по сравнению с Украиной, процентные ставки в
канадских банках невысокие — на уровне 4%). Также стартапы могут
получить финансирование от ангелов или венчурных капиталистов, либо
подать заявку на грант.
Канада входит в топ-15 государств с развитой
стартап-экосистемой. Тут для стартаперов организовано множество
разнообразных программ поддержки — канадцы понимают, что технологические
стартапы создают новые рабочие места и подстегивают рост экономики
страны”.
В отличии от США, Канада достаточно открыта для трудовой и бизнес-иммиграции. Так, 1 апреля 2013 года Канада запустила
программу стартап-виз Startup Visa Program. Пока это пилотный проект
сроком на 5 лет, заявки на участие в нем ограничены. В рамках программы
стартаперы, заручившись предварительно поддержкой со стороны одного из
венчурных фондов, бизнес-инкубатора или ангела, смогут получить не
только приглашение в Канаду, но и право на постоянное место жительства.
На первый взгляд, никаких недостатков у Канады как страны
для основания бизнеса нет, если, конечно, абстрагироваться от того
факта, что стартап-экосистема Долины все-таки намного более развита.
Уровень жизни в Канаде очень высок, здесь действительно превалирует
средний класс — зарплаты большие, государство лояльное, уровень
безработицы низкий. И это, как отмечает Богдан Купич, одновременно
играет негативную роль для самой Канады — когда речь заходит о создании
бизнеса, ей приходится конкурировать с регионами, в которых элементарно
дешевле рабочая сила. “Все зависит от специфики вашего бизнеса. Если он
глобальный, то есть страны, в которых развивать его было бы дешевле. Как
бы то ни было, в Канаде перед стартаперами открывается множество
возможностей, потому что успех основывается на инициативе, знаниях и
обязательности. Барьеров мало, а возможностей много”, — отмечает Купич.
С чего начать украинцу-стартаперу, если он задумал иммигрировать в Канаду? Советует Богдан Купич:
-
Если вы квалифицированный специалист и вас есть небольшой капитал, которого хватит на то, чтобы обосноваться в Канаде и обеспечить себя до тех пор, пока не начнете зарабатывать на новом месте, проблем с переездом возникнуть не должно. Заручитесь поддержкой канадского инвестора и отправляйтесь за стартап-визой. Подходящую канадскую структуру для поддержки стартапа можно найти у партнеров программы — Canada’s Venture Capital & Private Equity Association или National Angel Capital Organization. Само собой, высшее образование и разговорный английский/французский — обязательны.
-
Всю необходимую информацию стартапер, приехав в Канаду, может найти на специальных онлайн-ресурсах, например Service Canada. Тут вы найдете сведения о кредитах, программах финансирования и поддержки проектов, доступных грантах и многом другом. Также нелишне быть вкурсе событий канадской стартап-тусовки — об этом вы узнаете из ведущих местных СМИ, например, TechVibes.
-
С поиском стартового капитала в Канаде проблем не возникнет. Финансовую поддержку стартапам оказывают 1900 зарегистрированных в Канаде венчурных фондов и частных коммерческих компаний и 135 объединений ангелов. В банках малому бизнесу предлагают до $10 тыс с рассрочкой до 5 лет — именно к ним преимущественно обращаются канадские предприниматели.
-
Теперь остается только расти, а это невозможно без продвижения. Большинство предпритяий малого бизнеса в Канаде (65% компаний) используют для продвижения онлайн-маркетинг и SMM — это недорого и эффективно.
Израиль
Если
говорить об успешном бизнесе, то Израиль как-то интуитивно кажется
весьма подходящей дислокацией. “Израиль славится своей экосистемой
инноваций, на сегодняшний день это мировой лидер в сфере R&D по
числу ученых и инженеров и по объему венчурного капитала на душу
населения, — рассказывает Роман Гольд, управляющий партнер Jerusalem
Startup Hub. — Также следует упомянуть исключительную доброжелательность
местного стартап-сообщества. Вас направят и познакомят со всеми, кто
сможет помочь в продвижении вашего проекта – от менторов до венчурных
инвесторов. Единственное условие: вы должны не только брать, но и
отдавать – опыт, ресурсы, связи. Вся израильская стартап-сцена
функционирует, как одна большая семья, а в семье принято помогать друг
другу.
Следующий важный фактор – государство. Гранты, фонды,
государственные и межгосударственные программы поддержки
стартап-инициатив – все это живет и работает не на бумаге, а на
практике. Существуют и частные проекты, направленные на взаимодействие
со стартап-командами по всему миру (в том числе, из Украины), например,
наш Jerusalem Startup Hub или акселератор IDC Elevator – его представителем по Восточной Европе является Илья Кенигштейн, хорошо известный в Украине стартап-предприниматель”.
По данным исследовательской компании Start-up Genome,
технологическая сцена деловой столицы Израиля занимает второе место
после американской Кремниевой Долины, однако, если в Долине 50%
фаундеров — иностранцы, то в Тель-Авиве это в основном израильтяне. И
стартаперу из Украины будет не так просто попасть в Израиль с тем, чтобы
основать бизнес. “С одной стороны, гражданство может получить каждый,
кто соответствует критериям
«Закона о возвращении». В среднем, этот процесс занимает от нескольких
недель до нескольких месяцев. Если же говорить о стартап-иммиграции или
профессиональной иммиграции, получить гражданство практически
невозможно, ведь Израиль не испытывает недостатка в квалифицированных
кадрах. Впрочем, долгосрочная рабочая виза оформляется без особых
проблем”, — заключил Роман.
Между тем, правительство Израиля готово пересмотреть свои
строгие взгляды на иммиграцию. В мае текущего года министр экономики и
торговли Нафтали Беннет заявил, что будет настаивать на создании закона
о выдаче виз для стартаперов, позволяющих иностранцам обосноваться в
Тель-Авиве. Точная дата внедрения программы пока не известна, Гольд
предполагает, что это произойдет не раньше середины 2014 года. “Если
программа будет реализована, бюрократических преград на пути к открытию
собственного бизнеса в Израиле станет еще меньше”, — подытожил он.
Но если украинцу все-таки удасться пробиться сюда, нужно
полностью отбросить привычные “нашему человеку” принципы ведения
бизнеса — замкнутость, страх и желание обойти законы. “В Израиле нужно
общаться – это часть культуры, платформа, на которой держится успех
любого начинания. Нужно просить, требовать, настаивать, убеждать. Не
стоит пытаться нарушать законы — в первую очередь, я говорю о налогах —
страна обеспечивает весьма благоприятный бизнес-климат, при котором
комфортно всем участникам рынка. Израиль – не «плавильный котел» Долины,
и не приняв местной ментальности, бизнес вести практически нереально.
Поэтому, если вы намерены основать здесь свое дело, я бы советовал найти
израильского партнера. Благо, в стране около миллиона русскоязычного
населения, а в индустрии инноваций задействованы десятки тысяч
человек”, — подытожил Роман.
О том, какими должны быть первые шаги стартапера из Украины в Израиле, рассказывает Роман Гольд:
-
В первую очередь рекомендую связаться с русскоязычными стартап-сообществами или коммьюнити-проектами, например, Jerusalem Startup Hub в Иерусалиме или SvoiBiz в центре страны.
-
Познакомьтесь с Ассоциацией Предпринимателей Израиля (АПИ). Это общественная организация, созданная под эгидой Федерации Торговых палат и объединяющей в своих рядах предпринимателей, главным образом, репатриантов из бывшего СССР, а также бизнесменов, живущих в СНГ и странах Балтии.
-
Посещайте стартап-мероприятия. Несмотря на весь скепсис по отношению к стартап-ивентам, в Израиле это по-настоящему эффективно. Расписание можно найти на Geektime или IT Business Week (русскоязычный календарь мероприятий появится в сентябре).
-
Назначайте личные встречи. Идеальный инструмент – LinkedIn, идеальное место – кафе. В кафе решается все!
-
Познакомьтесь с университетскими сообществами: в первую очередь, в хайфском «Технионе», во вторую – в Тель-Авивском университете, в третью – в Еврейском университете в Иерусалиме. Возьмите на заметку и Ариэльский университет, где процент русскоязычной аудитории намного выше, чем в среднем по стране.
Так куда же украинцу-стартаперу податься счастья искать?
Канада — самая открытая для стартап-иммиграции страна, где
украинец будет чувствовать себя как дома. Кремниевая Долина — это
“Голливуд” для стартапера, здесь либо сбываются все мечты, либо
рушаться, словно карточный домик. Израиль же очень стабильный и
“по-семейному” комфортный, но если вы не еврей, говорящий на сносном
иврите, вы всегда будете здесь туристом. Поэтому выбор зависит от того,
чего вы на самом деле хотите от нового места и готовы ли приложить
определенные усилия, чтобы укорениться.
Роман Гольд сравнил все вышеупомянутые предложения и разбил их на три
категории: «За счастьем, наверное, лучше ехать в более «медленные»
страны, например, в Канаду с ее огромной украинской диаспорой. За
возможностями — в США или в Азию. Говоря об Азии, не стоит зацикливаться
на Китае – в регионе достаточно динамично развивающихся рынков.
Например, Вьетнам, куда полтора года назад вышел поисковик «Ашманова и
партнеров», а вслед за ним поисковик Виктора Лавренко, основателя Nigma.ru.
Я убежден, что в ближайшее десятилетие мы будем наблюдать волну
стартап-миграции в Юго-Восточную Азию. Ну а в Израиль можно ехать за
будущим. Здесь жарко, шумно, весело. Здесь не только делаются деньги –
здесь рождаются идеи. И глядя на этот процесс рождения Нового, ты
понимаешь: есть что-то дороже чека от инвестора, долгожданнее exit’а,
важнее признания. Это страсть к изменению мира вокруг себя и внутри
себя. Если вы полыхаете изнутри – приезжайте”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий